Прежде чем начать работу с Библиографическим менеджером, необходимо знать ответы на следующие вопросы: что такое «Библиографический менеджер»? для чего нужен Библиографический менеджер? как выбрать Библиографический менеджер и работать с ним в дальнейшем?
Итак, Библиографический менеджер – это программа, позволяющая создавать и поддерживать личную/коллективную библиотеку ссылок на научную литературу с возможностью загрузки самих первоисточников, а также автоматизировать подготовку списков литературы для создаваемых публикаций. В основном, Библиографические менеджеры, предлагаются в виде решения для операционной системы Windows и не требуют каких-то дополнительных технических и программных средств.
Проще говоря, Библиографические менеджеры созданы, для того, чтобы организовать личную библиотеку и сохранить время для новых научных публикаций. Это действительно «маленькая революция» в работе с источниками литературы и библиографией!
В библиографический менеджер входят следующие обязательные составляющие:
База данных - в ней хранится информация об источниках (элементы библиографических описаний, замечания, пометки, в некоторых случаях сами первоисточники и т.д.). Её можно просматривать, редактировать ссылки или добавлять вручную новые, пользуясь различными шаблонами ввода, осуществлять фильтрацию и поиск по всем полям. База может формироваться как на компьютере пользователя (offline вариант), так и использовать облачную технологию, когда пользователь размещает данные на сервере разработчика.
Модуль ввода, (импорта) данных, - он дает возможность автоматически загружать информацию об источниках (данные для формирования ссылки) в библиотеку пользователя. Для каждой вводимой ссылки формируется отдельная запись в базе данных библиографического менеджера. При вводе (импорте) ссылка разбивается на составляющие ее реквизиты, каждый из которых заносится в определенное поле записи и в таком виде организуется хранение данных.
Библиографический менеджер выполняет свое назначение, когда складывается ряд проблем:
- сложная навигация по Вашему хранилищу публикаций в компьютере.
- есть желание хранить литературу и ссылки в соответствие с темами исследований, причем один источник может попасть в несколько тем;
- необходимо оформлять много ссылок и списки библиографии по разным стандартам;
- необходимо оформлять ссылки и списки библиографии вручную.
- когда цитируются одни и те же источники в разных публикациях, для цитирования публикации приходится каждый раз составлять ее библиографическое описание или копировать библиографию из прошлых публикаций;
- идет написание научных текстов в научной группе, и требуется коллективный доступ к хранилищу отобранных для работы публикаций;
- научная группа нуждается в возможности коллективно комментировать публикации из хранилища;
- научная группа хранит публикации в dropbox, но dropbox не умеет оформлять ссылки и списки библиографии;
- осуществляется руководство научным подразделением и хотите создать внутреннюю библиотеку используемых в работе ссылок, доступную для сотрудников;
- необходимо упросить процесс оформления списка литературы для экономии времени и сил.
Вы приняли решение начать пользоваться Библиографическим менеджером. Существует порядка 30 библиографических менеджеров. Они отличаются по функционалу, удобству для коллективной работы, бесплатности / платности лицензии; адаптированности под разные текстовые редакторы и операционные системы; доступности онлайн и оффлайн.
Наиболее универсальные и востребованные: Mendeley, EndNote, Zotero; они подходят для использования как индивидуальными пользователями, так и научными коллективами.
Подробнее о каждом из них:
Mendeley - это уникальное решение, объединяющее в себе reference manager (средство сбора и каталогизации научных статей для последующей подготовки пристатейных списков) и научную социальную сеть, которое позволяет организовывать персональную научную библиотеку, совместно работать над статьями, а также находить единомышленников и изучать тренды современных исследований.
Mendeley создан в 2008 году молодыми учеными и активно развивается. В настоящий момент в Mendeley зарегистрировано более 5,5 млн пользователей, которые опубликовали уже более 400 млн уникальных статей.
Mendeley доступен для индивидуальных пользователей:
- в виде приложения для PC и Mac,
- в виде онлайн-приложения для всех современных браузеров (www.mendeley.com),
- в AppStore для iPhone и iPad.
- в виде приложения для Android устройств.
С помощью Mendeley Вы сможете:
- легко собирать статьи и управлять хранением собственной электронной научной библиотеки;
- читать и аннотировать статьи в своей библиотеке с домашнего компьютера, через сайт или мобильное приложение
- вести совместную работу над статьями с коллегами в открытых и закрытых группах;
- формировать ссылки и пристатейную литературу, используя один из 6750 встроенных в Mendeley стилей или создать свой собственный стиль оформления ссылок;
- создать свой собственный профиль в сети и публиковать для всего научного сообщества результаты своих исследований;
- искать в сети Mendeley интересующие вас научные статьи, рекоммендации, коллег и единомышленников.
Для того чтобы начать использовать Mendeley, вам достаточно зарегистрироваться на сайте www.mendeley.com
- Вебинар по работе с Mendeley «Знакомство с Mendeley. Организация и управление своей личной научной библиотекой»:
- 5 шагов для повышения цитируемости статей с помощью Mendeley
- Инструкция по миграции на Mendeley на русском языке
- Краткое руководство по Mendeley на русском языке
EndNote - система управления библиографической информацией, применяемая для управления ссылками и библиографией. Бесплатный пакет предоставляется в онлайн версии программы – EndNote Online.
Для создания доступа в библиотеку EndNote выполните вход (воспользуйтесь учетной записью Web of Science) зарегистрируйтесь.
Преимущества: Создание библиотеки EndNote позволит вам:
-Добавлять ссылки в свою библиотеку EndNote непосредственно из Web of Science.
-Размещать ссылки в папках для доступа и использования их в любое время.
-Создавать форматированный список ссылок с использованием разных стилей публикаций.
-Получать доступ к библиотеке EndNote с любого компьютера в вашей организации.
EndNote: Руководство пользователя на русском языке
Zotero - это бесплатный универсальный библиографический менеджер с полным функционалом. Подходит как для индивидуальной, так и коллективной работы, для облачного хранения полных текстов статей в Вашей личной или коллективной библиотеке. Программа очень проста, имеет массу обучающих материалов, и вы можете начать им пользоваться самостоятельно. Программа адаптирована под русскоязычного пользователя.Разработчиком программного продукта является компания Center for History and New Media.
- Официальный сайт Zotero: https://www.zotero.org
- Обучающие материалы на официальном сайте Zotero:
- Программа для взаимодействия Zotero и Word – Zotfile
Программное обеспечение для создания форматированных списков библиографии. BibTeX позволяет легко работать со списками источников, отделяя библиографическую информацию от её представления. BibTeX используется совместно с LaTeX’ом, и входит во все известные дистрибутивы TeX и LaTeX, включая MiKTeX.Основные преимущества BibTeX:
- список литературы генерируется автоматически по всем ссылкам, упомянутым в тексте;
- можно использовать единую библиографическую базу (bib-файл) во всех своих текстах, во всех работах отдела, и т. д.;
- легко обмениваться библиографическими базами с коллегами;
- нет необходимости помнить правила оформления библиографии, так как BibTeX делает эту работу автоматически
Персональный создатель базы данных и библиографии в режиме он-лайн. RefWorks – это менеджер библиографических списков и баз данных, который позволяет пользователям создавать собственную базу данных, импортируя ссылки из текстовых файлов или баз данных, имеющихся в Интернете. RefWorks при импорте библиографичесикх описаний автоматически создает указатели авторов, дескрипторов и периодических изданий, так что для поиска нужно лишь выбрать («щелкнуть») нужное слово.
Программа для организации ссылок, примечаний по исследованиям, автоматического создания ссылок и автоматического создания библиографических списков, поиска и получения библиографических данных в Интернете, а также размещения библиографических баз данных в сети. В программе нет встроенного почтового клиента, зато имеются средства доступа к онлайновым научным ресурсам, база данных для ссылок на литературу и даже встроенный текстовый редактор для подготовки научных текстов. Biblioscape также позволяет вести заметки, составлять расписание и т.д.
Ключевые возможности: захват сносок из интернета, автоматический поиск связанных ссылок, поиск каталогов библиотек университетов, отображение полного текста в PDF или же HTML, отмечание примечание внутри редактора ссылок, собирание примечаний для создания содержательной структуры, публикация вашей базы Biblioscape в интернете.
Wikindx - программа для работы с библиографией и цитатами/примечаниями, а также система для авторской работы над статьями. Программа позволяет добавлять неограниченное количество файлов-вложений к каждому ресурсу и создавать каталог ресурсов по категориям и ключевым словам. Программа также предоставляет многочисленные опции по экспорту данных (в другие библиографические программы). Доступна бесплатно.
Система управления библиографической информацией, которая использует BibTeX как нативный формат. JabRef предоставляет удобный интерфейс для редактирования файлов BibTeX, импортирования данных из онлайн научных баз данных и для поиска и управления BibTeX файлами.
Программа управления библиографической информацией для Microsoft Windows. Программа Citavi — библиографический менеджер, полноценный менеджер знаний, среда написания научной работы: сбора информации, создания карточек-цитат, записи собственных мыслей, создания структуры будущего текста и распределения по ней всех материалов и сведения всех наработок в готовый текстовый файл с автоматически сгенерированным библиографическим списком. Позволяет вставлять библиографические ссылки и цитаты в Microsoft Word, OpenOffice Writer и ряд TeX редакторов. Извлекает библиографические метаданные из ISBN, DOI, штрих-кодов, PDF-файлов. Интегрируется с помощью специальных плагинов в браузеры Mozilla Firefox и Google Chrome, а также в Adobe Reader и Adobe Acrobat.
Добро пожаловать!