У нас очередное пополнение периодики, друзья! А в ней – актуальные статьи, практический опыт, исследования.
Начнем с журнала «ФИЗИКА в ШКОЛЕ» №7-2019.
В это выпуске мы бы хотели порекомендовать познакомиться со статьей «Проекты историко-биографического содержания и интеграция в образовании». Сегодня, когда проектная деятельность повсеместна и лидирует, это авторское исследование для школьных педагогов может быть успешно применимым на практике. В статье пойдет речь о проектах историко-биографического содержания. Это проекты интегративного типа. Они способствуют достижению учащимися образовательных результатов при обучении физике. Выделены типы проектов, конкретизированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные). Их достижению способствует деятельность учащихся при выполнении проектов. Приведен ряд примеров проектов историко-биографического содержания. Необходимо отметить также, что к журналу идет удобное приложение – CD-Rom c электронными статьями и иллюстрациями.
Следующее издание – «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ» №5-2019.
Этот журнал, каждый его выпуск, содержит в себе несколько научных разделов: это могут быть и право, и медицина, и биология, и математика одновременно. Так и сейчас, в разделе «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» мы рекомендуем прочесть статью «К предыстории дешифровки месопотамской письменности». Как говорит автор, обнаружение шумерской письменности во второй половине XIX века произошло неожиданно и с сенсационным эффектом, вызвав, с другой стороны скептицизм и недоверие, которое рассеялось в процессе изучения глиняных рукописных документов. Подступы к первооснове письменной цивилизации человечества были длительными, неопределенными, часто неожиданными случайными открытиями в других областях культуры разных народов и других исторических периодов.
Мы незаслуженно нечасто обозревали журнал «ВОПРОСЫ ОНОМАСТИКИ», сегодня исправляем ситуацию.
В №2 за 2019 г. есть статья «Узаконенная ошибка: об одной фамилии у Леонида Андреева». В исследовании рассматривается заглавный антропоним первого романа Леонида Андреева «Сашка Жегулев». Проблемным он является вследствие сложившейся традиции произношения/написания и излишне прямых его ассоциаций с топонимом «Жигулевские горы», с присущим тому историко-культурным и ассоциативно-когнитивным маркированием. В качестве научно-доказательной базы использованы лингвокультурные данные, текстовые свидетельства и авто-интертекст – художественный контекст ранней неоконченной пьесы писателя. В статье представлен также ряд общих положений о писательской практике имянаречения героев и приемах художественной номинации у Андреева (в частности, использования говорящих имен, инициальных сокращений, нуль-приема). Не забывайте, также и про полнотекстовые электронные ресурсы: https://bmk.utmn.ru/ru/erm/
(с) Виктория Лисецкая
Ведущий библиограф сектора библиографии
Исследовательский читальный зал БМК ТюмГУ