VI тыс. до н.э. |
V тыс. до н.э. |
IV тыс. до н.э. |
III тыс. до н.э. |
II тыс. до н.э. |
I тыс. до н.э. |
I – II в. н.э. |
III в. н.э. |
На берегах Андреевских озер под современной Тюменью появились первые поселки рыбаков и охотников эпохи неолита, новокаменного века[1]. Они представляли собой комплекс жилищ для большой семьи. Жилища площадью 100 – 120 кв. м[2] строились из поставленных вертикально деревянных опор, вкопанных в землю. Кровля делалась из жердей и ветвей, укладывавшихся на деревянный каркас; в центре делалось отверстие для выхода дыма. Пол был земляным, заглублялся на 1 – 1,5 м. В центре устраивался очаг для обогрева жилища и приготовления пищи. Основными хозяйственными занятиями были рыбная ловля и охота. Для этого использовались гарпуны, лук и стрелы с каменными или костяными наконечниками, сети.
Были известны средства передвижения – лодки-долбленки, которые выдалбливались из цельного ствола осины с помощью каменных топора и долота. Умели делать сани и лыжи. Это были самые ранние средства передвижения на азиатском пространстве России. Изготавливали сосуды из местной глины без гончарного круга; глину раскатывали в длинный жгут, выкладывали спиралью, начиная с донца и заканчивая горловиной, затирали швы, высушивали в тени, наносили орнамент, пока глина не затвердела, и наконец, обжигали в специальной печи. Сосуды отличались накольчато-прочерченным орнаментом. Одежду и обувь шили из шкур с помощью костяных игл.
Появляются новые неолитические поселки по берегам Андреевских озер. Расширяется хозяйственный инвентарь – шлифованные топоры и тесла из серого сланца, каменные сверла, проколки, резцы и ножи, порой сложносоставные.
Усложняется орнамент на глиняных сосудах: к накольчато-прочерченному орнаменту добавляется гребенчатый, наносившийся с помощью штампа в виде гребенки[3]. Изображаются сложные геометризованные фигуры – треугольники, ромбы, меандры, представляющие астральную символику.
Этим временем может быть датирован самый ранний некрополь неолитического населения в ближайших окрестностях нынешней Тюмени. Он находился на Большом острове Андреевских озер, который представлялся как остров мертвых[4]. В ритуалах погребения совершалось символическое преломление каменных наконечников стрел, возложение украшений в виде каменных бус и посыпание охрой тел умерших, символизировавшее приобщение к вечным стихиям огня и солнечного света.
Местное население начинает осваивать технологии обработки металлов, в первую очередь, меди. Начинается новая эпоха, которую археологи называют – энеолит, или меднокаменный век. Именно тогда в поселениях на Андреевском озере появляются первые медные изделия – шило и небольшая ножевидная пластина, использовавшаяся в составных ножах[5]. В это же время возводится самое раннее святилище, позволяющее вести наблюдение за небесными светилами и определять начало и завершение важнейших хозяйственных циклов – рыболовства и охоты. Оно находится на Велижанском тракте неподалеку от Тюмени и получило название в археологической литературе «Велижаны - 2»[6]. Оно представляет собой концентрическое сооружение, окруженное рвом и валом. По окружности были установлены деревянные столбы, позволявшие фиксировать склонение небесных светил.
Специалисты сравнивают это святилище с британским Стоунхенджем. Правда, если в Британии столбы вытесывались из камня, то у нас они изготавливались из дерева. Если в Британии святилище служило верой и правдой земледельцам, поклонявшимся Солнцу, то у нас оно выступало местом для священных церемоний рыболовов и охотников, почитавших Луну. Это святилище позволяет заключать, что местному населению были известны карта неба с 12 основными созвездиями, соответствующими 12 знакам зодиака, в каждом из которых Солнце поочередно пребывает в течение годового цикла, и астрономический календарь из 13 месяцев. Похожая астральная символика отражается на сосудах той эпохи, если их перевернуть верх дном и взглянуть на них под другим углом зрения.
На южном берегу Андреевских озер возникают поселения нового типа с круглой планировкой: все дома (их могло быть 9, 11, 17, но всегда нечетное число) выстраивались по кругу со входами, обращенными к центру; на центральной площади – месте общего схода – возводилось отдельное строение, дополнявшее общее количество домов до четного числа[7]. Позади дома соединялись деревянным частоколом, создавая укрепленное поселение. Подобно тому, как круг складывается из двух полукружий, поселения имели дуальный характер – состояли из домов двух родовых групп, соединенных брачными узами и верой в сакральную силу союза «чет» и «нечет», который выступал гарантией бессмертия души, воплощающейся в потомках. Техническим прорывом стало открытие местным населением технологии получения бронзы в результате сплава меди и олова. Бронза отличалась большей прочностью по сравнению с медью. Открывалась новая эпоха, которую археологи называют «бронзовым веком». Плавку осуществляли в толстостенных керамических тиглях. Известны бронзовые топорики – кельты, порой украшавшиеся орнаментом и служившие знаком социального возвышения, как жезлы вождей.
Другими техническими достижениями той эпохи стали создание гончарного круга, колеса и ткацкого станка. Характер основных хозяйственных занятий также меняется. Получает развитие скотоводство.
Поселения значительно увеличиваются, занимая тыс. кв. м. Усложняется их укрепленность. Вырываются рвы, затем насыпаются валы, и уже за этими земляными укреплениями выстраиваются поселения. Дома также выделялись размерами – до 300 кв. м. К главной жилой постройке примыкали хозяйственные строения. Это было обусловлено размещением скота под одной крышей с человеком. Таковы – поселения на Верхнем Бору, Мысу, на берегах Андреевского озера[8]. Новое качество жизни обеспечивала технология обработки железа. Эта эпоха в археологической периодизации обозначается «железным веком». Известны литейные формы, тигли, сопла, многочисленные изделия из железа. Скотоводство обретает новые масштабы – создаются огороженные загоны. Разводили не только коров, овец, коз, но и лошадей. Скотоводство дало импульс к развитию земледелия, поскольку оно давало возможность заготавливать корм для скота. Определенно возрастало благосостояние. Выделяется знать, что отчетливо прослеживается по курганам с их богатым погребальным инвентарем. Развивается торговля. В погребениях встречаются останки верблюдов, на которых прибывали караваны из Центральной Азии, фрагменты импортной керамики, украшений из Ферганы, Хорезма и других центров Азии[9].
На Андреевских озерах возникает поселение скотоводов, получившее название в археологической литературе «Дуванское - 2»[10]. Его площадь составляла 2,5 тыс. кв. м.
Здесь размещались 6 жилищ, в которых проживали патриархальные семьи из нескольких поколений. Семья располагала в среднем 10 – 15 коровами и лошадями, 5 – 8 овцами[11]. Это был средний достаток.
Тюменская земля входит в территориально-племенной союз, который назывался на древнекитайской карте эпохи Сань-го «Бэй-Уи-бйе го», то есть «Отдельное государство Северного Уи»[12].
Оно находилось на Севере, в пойме левых притоков великой реки Иртыш, берущей начало в Китае, и простиралось вплоть до Уральских гор. Его опору составляли крепости. Ближайшей к современной Тюмени такой крепостью стало «Рафайловское городище», как его окрестили археологи[13]. В крепости находилась резиденция вождя. Его окружала дружина тяжеловооруженных всадников.
Особый статус вождя отражался в явно выделяющихся погребальных усыпальницах – курганах, которые сопоставимы с царскими курганами. В них встречаются золотые и серебряные украшения, инкрустация драгоценными камнями, произведения искусства. Сами курганы выкладывались из квадратных кубов дерна, наподобие египетских пирамид. Правда, если пирамиды Египта имели только 4 стороны, то земляные пирамиды нашего края имели 7, 9 и даже 11 скатов. Среди таких курганов известен «Тюменский».
Проект осуществлен ТООО "Содействие охране культурного наследия Тюмени" совместно с Информационно-библиотечным центром ТюмГУ в рамках муниципального гранта администрации г. Тюмени №89-ДМГ от 26.04.12
© Тюменский государственный университет, Информационно-библиотечный центр, 2012. © Еманов Александр Георгиевич (текст), 2012. (e-mail: a_emanov@mail.ru) © Рюмин Павел Иванович (дизайн, видео), 2012. © Лисецкая Виктория Юрьевна (фото), 2012. |